Как научить ребенка читать?

научить ребенка читать

Не секрет, что по требованиям многих школ, ребенок должен научиться читать еще до поступления. В этом есть рациональное зерно, так как в процессе обучения чтению происходит интеллектуальное развитие ребенка. Однако, вопрос о том, как научить ребенка читать, в каком возрасте можно начинать и какие методики использовать, волнует родителей. В этой статье мы рассмотрим основные методики обучения чтению, их плюсы и минусы.

В настоящее время существует большое количество различных методик раннего развития детей. С каждым годом они становятся все более популярными в нашей стране. Выпускаются специальные пособия по раннему обучению чтению, такие как методики Домана-Маниченко, кубики Зайцева, шершавые буквы Монтесори. Однако, многие  родители отдают предпочтение старым способам обучения, от букв к слогам и словам, по традиционным азбукам и букварям. Выбор специальной методики зависит исключительно от личных предпочтений и осведомленности родителей.

 

Что касается времени начала обучения, мнения резко расходятся. Часть психологов доказывает, что до трех лет происходит закладывание основ всех знаний, в том числе чтения и счета, поэтому, чем раньше начато обучение, (к примеру рекомендуемый возраст обучения по методике Домана-Маниченко –  практически с рождения), тем качественнее будет заложенная для дальнейшего развития интеллектуальная база. Другая же группа психологов убеждена, что нельзя обучать ребенка сложным знаковым системам, если он еще не говорит предложениями, у него не сформирована четкая пространственная ориентация, он недостаточно освоил фонемы родного языка, а также не прошел стадию символической игры, то есть, раньше 5-7 лет. Популярная в настоящее время методика Николая Зайцева предполагает для начала обучения  некий «средний» возрастной интервал. Считается, что по кубикам Зайцева можно начинать заниматься с 2-х лет, однако только к 3-4 годам настает время активной умственной работы, когда у детей  созревает осознанный интерес к чтению.

Что касается секретов отдельных методик, безусловно, каждая из них несет в себе рациональное зерно, у каждой есть свои поклонники и недоброжелатели.

методики обучения чтению

Методика Глена Домана включает в себя не только раннее обучение чтению и счету, но также активное физическое и всестороннее интеллектуальное развитие, раннее обучение иностранным языкам. Система  обучения чтению строго регламентирует использованный материал – карточки, которые имеют определенные размеры, а также различный цвет шрифта для разных этапов обучения. Занятия проводятся 3-4 раза в день, длительность их от нескольких секунд в начале до нескольких минут, для сохранения активного внимания ребенка. При этом, занятия требуется заканчивать немногим раньше того времени, когда интерес ребенка будет исчерпан. Таким образом, постоянно сохраняется интрига и стимулируется жажда познания. Противники этой методики считают, что эта методика приемлема для английского языка, для которого она первоначально создавалась, но непригодна для русского языка с его богатством меняющихся окончаний. Однако это не мешает ей набирать популярность.

Методика Николая Зайцева включает в себя кубики и таблицы, которые вешают на стену. Самих кубиков 60, на каждой стороне кубика склад (согласный + гласный). Кубики делятся на «железные» -склады со звонкими согласными, «золотые», большие и маленькие - гласные буквы, и «деревянные» -склады с глухими согласными. Кубики сами картонные, но отличает их наполнитель, который звенит крышечками от бутылок  в «железных», шуршит жестью в «золотых» и гремит деревяшками в «деревянных». С кубиками и таблицами  можно играть в разные игры, петь песенки,  в зависимости от уровня развития ребенка. Противники данной методики утверждают, что научить ребенка читать по кубикам – легко, однако многие дети при этом не понимают смысла прочитанного текста, читая автоматически.

Методика Марии Монтесори предполагает всестороннее и индивидуальное развитие всех способностей ребенка, для этого используя различные общеизвестные монтесори-пособия, стимулирующие самостоятельную познавательную деятельность, такие как шнуровки, лабиринты и пр. Для обучения буквам используют «шершавые буквы», которые одновременно со зрительным анализатором, стимулируют и сенсорные ощущения. Однако в системе Монтесори ребенок вначале учится писать, а потом читать, так как письмо, в котором участвуют моторные механизмы легче чем чтение, в которое вовлечен интеллект. Таким образом, Монтесори под чтением полагает не процесс узнавания букв и складывание их в слоги, слова и предложения,  а понимание смысла прочитанного.  К процессу письма малыш подходит с использованием других пособий, развивающих моторные навыки, а затем в какой-то момент начинает писать буквы на «бархатной» бумаге. Знакомство с каждым символом – трехступенчатое.  На первом этапе показывают 2-3 буквы, на втором просят найти названную букву, а на третьем, указывая букву, просят ее назвать. Затем подключается «подвижный алфавит», набор букв из которых ребенок может сложить слово и произнести его, сопоставив каждому звуку символ.

Что касается обучения буквам по стандартной азбуке, это классический, поколениями испробованный метод. Однако, изучить все буквы – еще не означает научиться читать, и именно этот факт выдвигают как аргумент противники обучения с использованием азбуки.

Что касается методики скорочтения, она актуальна как метод от 7 и старше, когда интегративные процессы в головном мозге уже достаточно созрели для анализа. Это безусловно полезные метод, позволяющий не только поглощать большие объемы информации в короткие сроки, но уметь понимать и пересказывать прочитанное своими словами.  Для обучению этой методике предпочтительна работа с грамотным педагогом, знакомым с особенностями детской психологии.

методика скорочтения

 Подводя итог, можно сказать, что выбор какой-то одной методики развития ребенка из целого спектра того, что предлагается, лежит исключительно на его родителях. При этом желательно осознавать, что раннее развитие не предполагает искусственное создание вундеркинда –социофоба, которого можно показывать, как «победу» некой отдельно взятой методики. Раннее развитие это раскрытие и поддержка интересов заложенного в любом ребенке маленького гения.

Благодарим за помощь в написании статьи детского врача-невролога Иванову Виолетту Андреевну.

Наша клиника предоставляет весь комплекс медицинских услуг для взрослых и детей. Консультации специалистов, анализы, обследования - все это вы можете сделать в нашей клинике с удобством и экономией времени. Мы заботимся об эмоциональном комфорте наших клиентов и устанавливаем разумные цены на наши услуги. Запись на прием к специалистам по телефону (812) 6-451-451 или через форму записи  на нашем сайте.